Суд отказал администрации в признании зданий самовольными постройками и их сносе.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Суд, c участием представителя истца ТАВ, представителя ответчиков РСГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к РОА и РТБ о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены здания нежилого назначения с кадастровыми номерами №; №; №.
Указанные здания принадлежат на праве собственности ответчикам на основании свидетельства о праве на наследство.
Кроме того, на территории указанного земельного участка выполнено строительство пристройки (с юго-западной стороны нежилого здания с кадастровым номером №) и осуществлено строительство отдельно стоящего здания (с северо-восточной стороны от нежилого здания с кадастровым № ориентировочной площадью 280 кв.м.).
Пристройка к зданию с кадастровым номером № и отдельно стоящее здание (с северо-восточной стороны от нежилого здания с кадастровым №) являются самовольными строениями, поскольку возведены в отсутствие исходно-разрешительной документации, создают угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно подлежат сносу по следующим основаниям.
Согласно отвезу Министерства жилищной политики Московской области от ДД.ММ.ГГ № с ДД.ММ.ГГ по настоящее время разрешение па строительство и ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым № Министерство не выдавало.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просил признать пристройку, расположенную с юго-западной стороны нежилого здания с кадастровым №, на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; признать отдельно стоящее здание (с северо-восточной стороны от нежилого здания с кадастровым № ориентировочной площадью 280 кв.м.), расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; обязать ответчиков снести самовольные постройки в течение 15 календарных дней со дня вступления решения в законную силу; указать в резолютивной части решения суда о том, что Администрация городского округа Люберцы Московской области вправе осуществить действия по сносу объектов – пристройки, расположенной с юго-западной стороны нежилого здания с кадастровым №, на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>; отдельно стоящего здания (с северо-восточной стороны от нежилого здания с кадастровым номером 50:22:0060703:817 ориентировочной площадью 280 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, за счет ответчиков с взысканием с ответчиков необходимых расходов, в случае, если они не исполнят решение суда в течение установленного срока.
Представитель Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по доверенности ТАВ в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, указав, что указанные самовольные строения были выполнены без уведомления Администрации.
Ответчики РОА и РТБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков РСГ в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, указала, что согласно разъяснениям Верховного суда отсутствие разрешения на строительство не является основанием для сноса самовольной постройки, кроме того, снос спорных объектов несоразмерно последствиям нарушения прав и интересов истца.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Частью 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 года № 595-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
Пунктом 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В силу требований п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 8 и пп. 2 п. 2 ст. в ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Пунктом 14 Постановления Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 08.05.2018 года № 1696-ПА «Об утверждении Порядка выявления самовольно построенных объектов капитального строительства и принятия мер по сносу таких объектов на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» установлено, что администрация городского округа Люберцы является органом, уполномоченным на предъявления исков о признании капитальных объектов, расположенных на территории городского округа Люберцы, самовольными постройками.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что ответчикам РОА (1/4 доли в праве общей долевой собственности) и РТБ (3/4 доли в праве общей долевой собственности) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из ЕГРН на указанном земельном участке расположены здания нежилого назначения с кадастровыми номерами: №; №; №, при надлежащие ответчикам на праве общей долевой собственности РОА – 1/4 доли, РТБ – 3/4 доли.
По результатам проведенной Главным управлением государственного строительного надзора Московской области с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ внеплановой выездной проверки на земельном участке кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес> выявлен факт возведения (создания) пристройки и здания без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений.
В соответствии с актами проверки № и № установлено, что на территории земельного участка выполнено строительство пристройки (с юго-западной стороны нежилого здания с кадастровым номером №) и отдельно стоящего здания (с северо-восточной стороны от нежилого здания с кадастровым № ориентировочной площадью 280 кв.м.).
Данные объекты являются объектами капитального строительства: имеют фундаменты (прочную связь с землей), несущие и ограждающие конструкции, кровлю. Таким образом, объекты невозможно переместить без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
Разрешения на строительство пристройки и здания отсутствуют. Таким образом, застройщиком допущено строительство объектов капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство, полученное в установленном законом порядке, чем нарушены требования ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № 190-ФЗ.
Ответчиками в опровержение доводов истца были представлены заключения экспертов ИП Архипов от ДД.ММ.ГГ № № и № №.
Согласно выводам указанных заключений возведенное нежилое двухэтажное здание пристройки, площадью 948,8 кв.м., является завершенным строением, обладающим всеми признаками капитального. Обследование строительных конструкций и основных элементов показало, что отступлений от строительных норм и правил не имеется; пристройка является и используется как здание вспомогательного назначения; произведенное строительство пристройки к Зданию не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и не превышает предельные параметры строительства, установленные градостроительным регламентом. В случае сохранения здания пристройки не нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, сохраненное здание пристройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан, здание пристройки полностью пригодно для дальнейшей безопасной эксплуатации. Здание пристройки не выходит за границы определенного под застройку земельного участка, а также не затрагивает подземных инженерных коммуникаций, соответствует взрывопожарной безопасности, несущая способность фундаментов, стен и перекрытий достаточная, пространственная жесткость достаточная. При строительстве здания пристройки принята конструктивная схема, обеспечивающая прочность, устойчивость и пространственную прочность здания в целом и его отдельных элементов при эксплуатации.
Отдельно стоящий объект нежилого назначения соответствует градостроительным нормам и правилам с небольшими отклонениями по расстоянию от забора соседнего участка, но предоставлено письмо от собственника соседнего участка, что он не возражает против данного строительства. Указанное здание соответствует взрыво-пожарной безопасности, несущая способность фундаментов, стен и перекрытий достаточная, пространственная жесткость здания достаточная. При строительстве здания принята конструктивная схема, обеспечивающая прочность, устойчивость и пространственную прочность здания в целом и его отдельных элементов при эксплуатации. Произведенное строительство здания не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и не превышает предельные параметры строительства, установленные градостроительным регламентом. В случае сохранения возведенного нежилого одноэтажного здания не нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц. Сохранение возведенного нежилого одноэтажного здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, пристройка к зданию является строением вспомогательного использования, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности основного здания.
Отдельно стоящий объект нежилого назначения является строением вспомогательного использования по отношению к основному - нежилому зданию с кадастровым номером 50:22:0060703:817, в связи с чем получения разрешения на его строительство согласно нормам градостроительного законодательства не требуется.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок, процедура и последовательность предоставления земельного участка для целей строительства установлена ст.ст. 30, 31 ЗК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГ №).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Следует отметить, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 4 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исходя из ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ императивно установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. В части 7 названной статьи отражен исчерпывающий перечень документов, подлежащих направлению в орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство.
Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказника (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В пункте 22 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № (далее – Постановление №) указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В пункте 23 Постановления № от ДД.ММ.ГГ разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления № от ДД.ММ.ГГ, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Исходя из системного анализа положений ст. 222 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», в предмет доказывания по спору о сносе самовольных построек входят, в частности, следующие обстоятельства: отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства спорных построек, соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорных построек, а также установление факта нарушения прав и интересов истца.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ по ходатайству представителя истца была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Лаборатория судебной экспертизы».
Согласно заключению и выводам судебной экспертизы фундамент у пристройки, расположенной с юго-западной стороны нежилого здания с кадастровым № на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, участок 117Г/24, отвечает требованиям, установленным строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений.
У пристройки площадь застройки - 513,1 кв.м.; общая площадь здания - 948,8 кв.м.; общая площадь помещений здания по внутреннему обмеру (результаты обмерных работ) - 980,2 кв.м..
По результатам проверки пристройки на соответствие требованиям охраны окружающей среды, правил застройки, экологических, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных, градостроительных и иных норм и правил, существенных несоответствий не выявлено.
Указанная пристройка обладает прочной связью с землей, переместить которую без несоразмерного ущерба ее назначению, не представляется возможным.
Пристройка не создает угрозу здоровью и жизни граждан при их эксплуатации в соответствии с заявленным целевым назначением.
Фундамент у отдельно стоящего (с северо-восточной стороны нежилого здания с кадастровым № ориентировочной площадью 280 кв.м) здания, расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, участок 117Г/24, отвечает требованиям, установленным строительными и техническими нормам к фундаментам зданий, строений, сооружений.
У отдельно стоящего здания общая площадь здания - 297,5 кв.м.; общая площадь помещений здания по внутреннему обмеру (результаты обмерных работ) - 297,5 кв.м..
По результатам проверки отдельно стоящего здания на соответствие требованиям охраны окружающей среды, правил застройки, экологических, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных, градостроительных и иных норм и правил, существенных несоответствий не выявлено.
Указанное отдельно стоящее здание обладает прочной связью с землей, переместить которое без несоразмерного ущерба его назначению, не представляется возможным.
Отдельно стоящее здание не создает угрозу здоровью и жизни граждан при их эксплуатации в соответствии с заявленным целевым назначением.
Вышеуказанные постройки расположены полностью в пределах границ земельного участка с кадастровым №.
Выводы эксперта подробно мотивированы в исследовательской части экспертного заключения, они логичны, последовательны, подкреплены соответствующей нормативной базой и соответствуют материалам дела. Заключение объективно, построено на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, оно основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов
Кроме того, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения, лично не заинтересован в исходе дела, имеет длительный стаж экспертной работы.
Представителем истца судебная экспертиза не оспаривалась, ходатайства о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлялось.
Сомнений в правильности и обоснованности заключения не имеется, противоречия отсутствуют, выводы ясны и понятны.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования о сносе самовольных построек необоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к РОА и РТБ о признании пристройки, расположенной с юго-западной стороны нежилого здания с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, участок 117Г/24 самовольной постройкой; признании отдельно стоящего (с северо-восточной стороны нежилого здания с кадастровым номером ориентировочной площадью 280 кв.м) здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, участок 117Г/24 самовольной постройкой; обязании РОА и РТБ снести самовольные постройки в течение 15-ти календарный дней со дня вступления решения в законную силу; указании в решении о праве Администрации осуществить действия по сносу самовольных строений за счет Р со взысканием с последних необходимых расходов в случае неисполнения решения суда в течение установленного срока – ОТКАЗАТЬ в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
решение принято в окончательной форме
ДД.ММ.ГГ года